Аналитики, разработчики и топ-менеджеры медиа – о том, заменит ли ИИ человека в СМИ.
На семинаре «Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях: практики российского медиабизнеса» спикеры поделились знаниями и опытом применения технологий на основе ИИ. Аналитика, советы, бесплатные нейросети и кейсы из реальной практики.
Во всемирно известных медиа ИИ давно и успешно дружит с сотрудниками. Мария Сайкина, главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), ссылается на зарубежные исследования. Согласно им, в 2023 году 67% издателей применяют технологии на основе искусственного интеллекта.
В основном СМИ прибегают к помощи GPT-чатов, некоторые медиа создают свои. Например, у The New York Times есть нейросеть, которая анализирует информационный фон, и на основе этого предлагает актуальные темы и источники, к которым можно обратиться для создания контента. Тренд в Азии – виртуальный ведущий. Это может быть создание нового образа или клонирование популярного диктора. И еще одно направление – создание виртуального блогера. Он выкладывает фото и посты, сгенерированные нейросетью.
Среди минусов ИИ называют затраты на внедрение, вопросы достоверности и точности данных, правовой аспект и необходимые навыки для работы с нейросетями.
О российской практике говорил Сергей Давыдов, доцент Департамента социологии, старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, консультант РАЭ.
Медиа в России по объему использования ИИ-технологий можно разделить на три категории:
· Техногиганты: Сбер, Яндекс – активно разрабатывают и внедряют искусственный интеллект
· бизнес, частично использующий нейросети
· компании, где ИИ используют отдельные журналисты
Большинство топ-менеджеров медиа считают, что ИИ хуже среднего журналиста. Разве что позволяет человеку сосредоточиться на творческой работе и исключить рутину, повышает производительность отдельных специалистов.
К конкретным кейсам.
О своем опыте рассказал Артем Попов, руководитель направления New Media агентства icontext. Он уверен, что ИИ может работать на уровне, а иногда и лучше профессионального автора.
1. Нужна была статья о новых трендах в моде. Редактор воспользовался нейросетями, которые сгенерировали структуру материала. Затем, после нескольких правок, чат-бот написал текст и создал визуал для него. Параллельно статью писал журналист. В итоге показатели трафика у ИИ-материала были чуть хуже, чем у статьи автора, а стоимость конверсии ниже на 60%.
2. Статья о колесе обозрения в Москве. Здесь с GPT-чатом работал стажер, он использовал ту же технологию. Параллельно материал писал журналист. Ручная статья по кликабельности была такой же, но «дочитывание» и конверсия у сгенерированной – больше. Затраты на генерацию статьи – 30 минут и 400 рублей, на написание – 3 часа и 2000 рублей.
По словам Попова, ИИ работает не хуже профессионала, в современном мире он становится мощным инструментом, который увеличивает эффективность и существенно сокращает затраты.
Какими именно инструментами пользоваться, чтобы этого достичь, рассказал Денис Чуприн, ведущий продуктовый маркетолог и создатель сервиса demis.pro. Он и коллеги работают с нейросетями для генерации текстов и визуального контента. Для одного из проектов даже создали цифрового ведущего, который озвучивает коммерческое предложение.
Вот несколько конкретных технологий от эксперта:
1. Buyer Persona – нейросеть помогает составить портрет аудитории.
2. ChatGPT-4 – для генерации текстов, контент-планов, вопросов для интервью, сценариев для stories. Это чат платный, но есть телеграм-боты, которые дают возможность пользоваться бесплатно.
3. Demis AI – бесплатный цифровой маркетолог. Эта нейросеть помогает в анализе целевой аудитории.