Но только ли пандемия принесла изменения в уже устоявшиеся тренды медиапотребления последнего десятилетия? Гораздо более ощутимый вклад в характер нашего паттерна взаимодействия с классическими и альтернативными контент-площадками внесла СВО.
Какие тенденции уже удалось зафиксировать по прошествии полугода с начала операции, рассказала исполнительный директор компании Mediascope Ксения Ачкасова в своем докладе «Актуальные тренды медиа потребления» на медиафоруме в Красноярске.

Рассмотрим 5 интересных меток, нанесенных текущей социально-политической повесткой, измеренных Mediascope и обозначенных Ксенией*.
1. Политика теперь как развлекательный контент
Большая часть, а именно 80% всего телепросмотра традиционно приходится на 5 жанров: сериалы, кино, развлекательный контент, социально-политический и новости. Однако, в период с января по сентябрь 2022 года, социально-политический контент сравнялся с развлекательным и составил 15% жанрового большинства.
2. Обращение президента Российской Федерации Владимира Путина – в рейтинге ТОП-программ
Речь об обращении президента на Первом канале от 21 февраля 2022 года, которое заняло 4-е место в рейтинге ТОП-уникальных медиасобытий**.
Места же в первой тройке лидеров распределились следующим образом:
- 1 и 2 место разделили Военный парад, посвященный 77-й годовщине Победы, и Праздничный концерт, посвященный Дню Победы, также на Первом канале;
- 3 место заняла Церемония Открытия XXIV Зимних Олимпийских Игр в Пекине.
3. «Прирост пользования интернета остановился: все, кто хотели, уже там»
Как показывают измерения Mediascope, в интернет-пространство в России не приходит значительно большое количество новых пользователей. При этом хочется отметить продолжающийся тренд в сторону увеличения времени mobile по отношению к deskstop. Так, в возрастной группе 65+ mobile превосходит в 3 раза, а среди пользователей 12-17 и 18-24 аж в 5 раз.
4. Социальные сети по-прежнему лидируют
2\3 времени интернет-потребления пользователи тратят на 5 крупнейших жанров со следующим распределением:
19% - социальные сети
18% - видео
16% -мессенджеры
10% - игры
3 % - e-com (интернет-покупки)
При этом нельзя не отметить, что блокировка одной из самых популярных социальных сетей отразилась на ее охватах. В сентябре 2022 года он составил 8% от общего количества населения страны против ориентировочных 20% в марте этого же года. Интересно и дальше наблюдать, как будет развиваться это направление.
5. «Люди, которые пользовались Telegram, стали пользоваться им в полтора раза больше»
Среднесуточный охват в Телеграмм вырос в измеряемом периоде – 24.02.2022-25.02.2022 гг по отношению к периоду 1.11.2021- 23.02.2022 гг – на 68%. А время, проведенное в нем пользователем в обозначенных периодах, – на 43%.
Как бы когда-то скептически ни относились к этому мессенджеру, Тg-каналы становятся не только площадками с большой аудиторией, но и новыми СМИ.
*все приведенные статические данные опираются на информацию, приведенную в презентации к докладу
** учитывается только один выпуск передачи на канале с наибольшим рейтингом
