Новые исследования и лучшие маркетинговые решения на медиафоруме «Енисей» представит «Шкулев Холдинг»
Сегодня решения на стыке маркетинга и медиа остро востребованы рынком. Особенно трудно приходится традиционным СМИ – ведь конкуренцию им создают крупные компании, экосистемы, маркетплейсы, выдающие собственные медиапродукты.
Екатерина Квашенкина, директор группы сайтов «Шкулев Холдинг» расскажет о маркетинговых подходах и их развитии на площадке «Маркетинг – зона роста для СМИ»
- Екатерина, вы в вашем канале недавно написали, что рынок медиа сейчас находится не в самой лучшей ситуации. В чем проблема и чего ожидать от рынка в будущем?
- Я выделяю сейчас на рынке СМИ и медиа три важных тренда. Первый – сокращение числа СМИ. По данным РКН на конец 2024 года в России было зарегистрировано 54778 СМИ, а по состоянию на четвертый квартал 2023 года – 56436. Год к году видим падение на 3 процента. Если посмотреть данные за предыдущие годы, будет заметен длинный и уверенный тренд на сокращение количества СМИ.
Вторая характеристика рынка – заметные признаки избытка специалистов. Вот буквально на днях Союз журналистов России заявил, что только 43% выпускников журфаков идут работать по специальности. Зимой HeadHunter сообщал, что вакансий для журналистов в России – около 4 000. При том что самих журналистов – полмиллиона (это цифра от СЖР).
Третья черта рынка медиа сегодня – это низкие зарплаты, данные о них тоже не раз публиковались. Из-за этого при избытке специалистов фактически найти сотрудников – настолько сложно, что тот же СЖР уже предложил ввести распределение выпускников-журналистов в районные газеты.
Причина всего этого – в рыночном цикле. Это чистая экономическая теория: у экономического цикла всегда есть 4 стадии, в одном из вариантов их наименования – подъем, пик, спад и дно. И если предположить, что рынок медиа сейчас находится в финальной стадии, то скоро мы окажемся на новом витке эволюционной спирали. Более того, я думаю, что некоторые медиа уже нашли свои решения и вовсю идут на подъем.
Что будет важно, нужно для успеха в начинающемся новом цикле – вопрос, волнующий сейчас многих управленцев в СМИ. Чаще всего звучат мнения о том, что медиа придут к максимальной персонализации, гиперсегментации (не миллион человек читают статью, а пять), платному контенту (статья настолько хороша, что эти пятеро за нее платят, и очень много).
По логике должна значительно вырасти ценность фактов и эксклюзивной информации – это то единственное, что не заменит ИИ, и это то, чему отдают приоритет алгоритмы поисковых систем.
Собственно, вообще с понятием «ценность» медиа придется начать работать по полной программе – простая массовая информация в эпоху Индустрии 4.0 перестает быть нужной аудитории так же, как сто лет назад. Да и развлечение аудитории – уже не прерогатива СМИ. Важно то, чем медиа действительно полезны современным людям.
- На форуме «Енисей» вы выступаете с темой «Маркетинг как зона роста». Какой именно маркетинг вы имеете в виду?
- Медиа нужен самый обычный, самый классический, пусть даже устаревший маркетинг – как комплекс из 4P: продукт, дистрибуция, продвижение и ценообразование. Нам просто жизненно необходимо уметь применять маркетинговые подходы в этих четырех направлениях.
Чтобы решение, «где на сайте сделать кнопку» принималось через продукт, через изучение потребностей и поведения вашей реальной аудитории, а не на вкус дизайнера. Чтобы редакция не тратила свое время на e-mail рассылку, которую в итоге читает 1 человек, а или отдохнула побольше, или нашла работающий способ доставить свои статьи читателям. Чтобы медиа строили свои бренды и собирали лояльную аудиторию, а не жаждали тонн пустых кликов на заголовки – кликов, которые даже денег не приносят, ведь рекламный блок по недосмотру стоит в середине статьи. Ну и да – про деньги – чтобы цены на рекламу в СМИ соотносились с действительными потребностями рекламодателей, и те не снимали все свои бюджеты из всех вообще медиа потому, что какое-то одно СМИ взяло миллион за статью, которую никто в итоге не прочитал.
В прошлом году я проводила исследование на экономическом факультете МГУ – это был опрос сотрудников digital СМИ, преимущественно руководителей, которые рассказали, как построен маркетинг в их СМИ. Мы с научным руководителем выяснили, что медиа в маркетинговых компетенциях сильно отстают от других отраслей бизнеса. Там, где другой бизнес уже многое умеет, медиа часто еще новички. Вот на форуме «Енисей» я подробнее расскажу о результатах опроса – какие конкретно направления у СМИ чаще всего слабоваты, что и как можно улучшить, с каким результатом.
- Если уже бывали в Красноярске, то расскажите о впечатлениях от города и края!
- В Красноярске я была только один раз и достаточно давно. Из прошлой поездки мне запомнился пароход-музей Святитель Николай: не знаю, сохранилась ли в нем сейчас эта экспозиция, но тогда были представлены артефакты, касающиеся декабристов, живших в Красноярском крае, а мне эта тема очень интересна. Надеюсь, смогу опять заглянуть в музей. Ну и, конечно, сам Енисей – хочу снова встретиться с этой могучей рекой, не похожей ни на какую другую. Кстати, мой дед когда-то переплывал Енисей как раз в районе Красноярска, где он недолго жил в молодости. ГЭС, конечно, тогда еще не было.
___________________________________________
А мы напомним, что медиафорум «Енисей» пройдет в Красноярске с 6 по 7 ноября в Конгресс-холле СФУ. Организатором мероприятия выступает агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края при поддержке Минцифры.РФ. Для участников требуется регистрация на сайте форума. Участие в форуме бесплатное.